Нукуну – об истинной простоте и пути к себе.

Интервью с Нукуну

Беседовала Инесса Кравченко

 

 

Об истинной простоте и пути к себе

 

Нукуну
Духовный учитель. Бакалавр философии и магистр психологии, психотерапевт. В прошлом, ученик Ошо Раджниш, Пападжи, Махараджи и Шанти Майя. С марта 1995 года, после радикального опыта пробуждения, сосредоточился на передаче не-двойственности через сатсанги, интенсивы и ретриты

 

Как вы, психотерапевт с многолетним стажем, пришли к ретритам и сатсангам?
Терапией я занимаюсь 42 года, 23 года назад со мной случился сдвиг, который мы называем пробуждением. Это такой сдвиг, который возвращает вас к естественному состоянию, ведь вы, практически все обусловлены жить в дуальном, двойственном мире. Когда детям около 4-х лет, они полностью теряют связь со своим естеством, выучивают язык, начинают узнавать, что принадлежат мужскому или женскому полу… Это очень сильная первичная обусловленность, которую человек считает нормой. Но у меня было глубокое стремление познать, кто я есть на самом деле. Это вело меня. Я прожил многие годы в Индии и проделал очень много работы с собой, пытаясь прийти «домой», где я уверен в том, кто Я Есть. У меня была фантастическая жизнь и своим настоящим днем рождения я считаю день своего пробуждения – 9 марта 1995 года.

 

Этот день изменил не только меня, но и мою работу – произошел переход из обычной терапии, психотерапии в не-двойственную терапию. В обычной психотерапии мы верим, что у любой проблемы есть своя собственная природа и эго, личность реальна. Обычная терапия помогает принять ваши проблемы, драмы и понять причины, из-за которых эти проблемы возникают. Постепенно вы расслабляетесь, учитесь жить с этими проблемами, но не избавляетесь от них. Потому что вопросы глубже, например, «а действительно ли там есть проблема?» или «действительно ли это я, у кого есть проблема?». И такие вопросы возникают, когда вы начинаете искать ответ на вопрос: «Кто же я на самом деле?».

 

Мне нужно было поехать в старую Индию, чтобы пойти глубже Фрейда, Юнга, терапий. В терапевтическом мире есть шутка о том, что Фрейд может провести вас от первой ко второй чакре, Адлер может привести вас в солнечное сплетение, Юнг – в сердце, но на этом все останавливается, и тогда приходит время обратиться к Древней Индии, в период 3–5 тысяч лет назад. В Индии был матриархат, из которого пришла йога, медитации, янтры, мантры, тантра. В них – тотальное понимание пробуждения о том, что мы больше, чем то, что из себя представляем. Не вытесняйте ничего, в сути своей это все ваша возможность пробудиться!

 

Философии и психологии – это результаты западного мира. Но по сравнению со знаниями, которые вы можете получить в Индии, все эти степени – это начальная школа, а Индия – это университет. Я учился у учителей разных традиций, и когда случилось мое пробуждение, я продолжал работать терапевтом, но уже шел глубже. Обычная терапия работает на поле «раздвоенного сознания», будто есть «я» и отдельная от вас проблема. Я уже не останавливался на том, что мы есть, а шел дальше – в кто мы есть, на самом деле?!

 

 

Человек и проблема – в вашем подходе это что-то единое?
Базовая проблема – это разделение, никто не знает кто он есть на самом деле. Человек живет, идентифицируясь с конструкцией мыслей, которую называет «я». В основном это воспоминания, ярлыки, концепции, думание. Воображаемое «я», но не кто мы есть на самом деле. Для того, чтобы узнать, кто вы есть на самом деле, нужно хотя бы на мгновение стать полностью неподвижным, и тогда можно осознать, что вы есть эта чистая осознанность, чистое сознание, которое скрывается под всем и во всем. Оно продолжает создавать все эти опыты и мысли, но делает это так быстро, что мы не видим, не слышим, не чувствуем. У этого много имен, одно из них – Бог. Когда вы осознаете это (не через думание об этом, а действительно «быть этим») – это реальный сдвиг восприятия. Это момент легкого шока, при котором вы выходите из идентификации с эго, эго не исчезает, но отходит на периферию и вы являетесь чистым сознанием. Это чувство единения со всем – «Боже, я есть все!». И вместе с тем ничего из этого, потому что все проходящее не реально, так же как и сон.

 

Как вы думаете, сколько людей в Украине понимают, что жизнь – это как сон Бога с открытыми глазами? Очень мало. Мы живем в мыслях, в словах, в оценках, в идеях. Привести людей, к тому, кто они есть на самом деле, как остановить поезд. Как это сделать? Люди медитируют, и счастливчики те, которые чувствуют, что чего-то не хватает. «Я действительно не могу получить этого, но почему!?», «Почему я действительно не могу быть счастлив?!» «Я успешен, я женат (замужем), но все равно…» И вот тогда, возможно, вы начинаете вопрошать глубже. И тогда вы начинаете медитировать, заниматься йогой, рисованием, но с иным пониманием. Рисованием, потому что, когда вы рисуете, вы тоже становитесь тотально присутствующим, очень интуитивным.

 

В Индии «Истина» это «Сатьям Шивам Сундарам» – это три слова, которые указывают на истину. Сатьям – это истина, которая не может быть сформулирована словами, вы можете быть этим, но вы не можете сказать это. Шивам – чистая доброта, фундаментальное хорошее чувство, продолжительное состояние. Сундарам – это красота. 200 лет назад был французский математик, он что-то понял и сказал: «Я оцениваю правильность теоремы по ее красоте». Истина ошеломляюще хороша, красива и проста.

 

 

Вы так просто об этом говорите. В чем эта простота? Какие шаги нужно сделать человеку, чтобы достичь ее?
Нужно идти внутрь. То, что внутри, проявляется во вне. Но идти внутрь очень труда, да и скучно на начальном этапе. В нашей культуре у людей вообще нет шансов пойти внутрь – постоянные разговоры по телефону, социальные сети, телевидение, постоянный шум.
В 24 года я начал изучать трансцендентальную медитацию. Когда я впервые повторял мантру, то у меня появилось такое спокойствие, очень иное спокойствие, и с этого момента началось длинное путешествие, которое фундаментально изменило всю мою жизнь. Первое, что я заметил – появилось очень много проблем, потому что я начал встречать массу эмоций, которые были вытеснены за время моего детства и взросления. В такие моменты многие люди прекращают практиковать. Но я понимал, что это то, с чем мне придется иметь дело в любом случае. В это время для меня началась терапия. Я продолжал медитировать в разных традициях, проходил терапевтические сессии и группы праймал, гештальт, и много чего другого.

 

Первым мастером, которого я встретил в Индии, был Ошо. И около 12 лет я был санньясином (прим. ред. Санньяса («отречение») – этап жизни в индуизмe, который характеризуется отказом от материальной жизни и сосредоточением на духовном. Человек на этапе санньясы называется санньяси, или санньясин. Также есть такое понятие, как «нео саньяса», принадлежащее течению последователей просветленного мастера Ошо, которое предполагает собой – не отречение от мира, а отречение от безумного современного мира, цивилизованного и роботизированого ума, который продолжает разделение между нациями, истощает ресурсы Земли на вооружение и войны.., учит своих детей борьбе и господству над другими. Те, кто нео саньясины, в простоте слова также говорят «саньясин»). Когда Ошо покинул тело, жизнь случайно повела меня к другому мастеру Пунджаджи. У него я выучил подход самовопрошания, и продолжал работал с этим подходом. В течение всего этого времени я возвращался на Запад, чтобы заработать деньги, как терапевт. Моим последним мастером был Махарадж в Ришикеше.

Моя жизнь меня приводила в разные места. И чем глубже было мое стремление найти Это, тем в более правильном месте я оказывался.

 

 

Как произошло ваше пробуждение?
Это случилось когда я был в движении Ошо, но уже после того, как Ошо покинул тело, умер. Однажды мы с коллегой проводили длинную групповую работу Сатори – интенсив по просветлению – в нашем терапевтическом центре в Дании. После долгой работы мы пили чай и мой ассистент включил видео с Ошо. В какой-то момент я повернулся и увидел его, действительно увидел Ошо. Спонтанно я увидел самого себя. Это то, что такое Гуру. Гуру – это зеркало для таких же вещей в вас, потому что истина одна. У меня не было времени думать об этом, просто это случилось – сдвиг. Просто посмотрел на него, и видя его, я увидел себя. Это произошло в мгновение ока, в этом нет ничего общего с думанием, это не имеет ничего общего вообще ни с чем. Это просто тотально полностью разворачивается изнутри. Я плакал. Это было что-то, что я искал и к чему стремился всю свою жизнь.

 

Чуть позже, переживание себя как Это, исчезло, но появилось снова через два года в Ришекеше и после этого уже никогда не оставляло меня. Когда вы прикоснетесь к этому, вы узнаете, что это было там до вашего рождения, и это будет там, когда тело уйдет. В этот момент полностью исчезает страх смерти.

 

 

По каким критериям человек может выбрать учителя?
У меня было много учителей, но не все мне могли дать то, что мне действительно было нужно. Конечно, иногда «не тот» гуру тоже может дать хороший опыт – с ним вы сразу продвигаетесь дальше. Но, что на самом деле важно – это то, что настоящий учитель поможет вам вернуться к себе. Вам всегда будет чего-то не доставать, но настоящий учитель вам поможет выйти из этой проекции, он всегда будет вам напоминать о том, что чтобы вы не чувствовали и видели сейчас в нем– это и есть вы. Рядом с моим последним учителем я всегда плакал, потому что знал – это Я. А он просто читал индийские газеты.
Каким-то образом мое стремление к просветлению всегда приводило меня в места, которые были мне нужны.

 

 

Вы хотите сказать, что сам запрос человека определяет то, какой учитель к нему придет?
У вас всегда будет учитель, которого вы заслужили.

 

 

Я часто сталкиваюсь с тем, что зацикленность на материальном, на внешних событиях, отношениях – очень тотальна. И вера, что что-то есть за пределами этого, иллюзорна. Чтобы перейти в другое измерение внутри себя, не хватает, мне кажется, именно веры. Что вы думаете по этому поводу?
Если вы придете к изначальному чувству, что Бог есть на самом деле – вы просто будете это знать. Это не исламский, не христианский Бог и никакой либо другой. Это что-то, о чем очень трудно говорить, но вы просто Знаете, что на самом деле это есть.
Со мной тоже это случилось. Тогда я понял, что это маленькое «я», эго, никогда не поймет, что же случилось, потому что «я», как камень стою на пути. «я» – это препятствие, «я» продолжает притворяться, будто оно может понять, что это и получить это. И вот эта спонтанная сдача начала случаться со мной. Это как молитва. Я садился и разговаривал с этим внутри себя, говоря: «Я хочу слиться с тобой и прийти домой». Следующий шаг – «я не знаю, как это сделать», и это убирает большое невежество «я старался, старался, но не могу». Третий шаг – «я отдаю все это тебе, завершить это». И четвертый шаг – «с этого момента я буду видеть все в своей жизни, как твое благословение, как тебя, работающего со мной». И это означает, что чтобы не произошло в вашей жизни – это именно то, что вам нужно. Это всегда приводит вас в «здесь и сейчас». Никаких споров о том, что есть, просто то, что нужно сейчас. И это успокаивает. Иначе ум продолжает говорить: «Ой нет. Это должно быть вот этим и вот этим. Это не хорошо, а я хочу другого». Так всегда говорит ум. Ум – это компьютер. Когда компьютер становится тихим, есть только электричество, и это – Бог. Вот такую картинку я часто использую для объяснения. Вилку вытащите из розетки и все ваши новомодные программы исчезнут.

 

Я не говорю о каких-то верованиях, все очень индивидуально. Соглашусь с высказыванием Кришнамурти о том, что «нет никакого великого пути к истине». Пробудившись, Кришнамурти сказал это и разрушил все идеи теософии, которая претендовала на звание «великого пути». Большинство различных организаций говорят сплошь и рядом: «Идите с нами, следуйте за нами и вы получите истину».

 

 

Этот путь всегда очень личный?
Да. Вы будете идти своим путем, конечно, встречая помощников и, так называемые, «зеркала» на своем пути. Можете встретить и гуру. Вообще, гуру – это не личность. Слово «гуру» означает принцип, который приводит вас из темноты в свет. Если вы почувствуете, что в чьем-то пространстве становитесь тихим и вам от этого хорошо, это значит, что этот мастер может быть «зеркалом» для вас, чтобы вы осознали то же самое в себе, потому что истина всегда одна и та же.

 

 

Как связаны истина и простота?
Это очень просто, радикально и не имеет ничего общего с мыслями и идеями, как и идеей личного деятеля. Вы просто выходите из этого, вам нужно просто выйти, в мгновение ока. Если вы можете быть в неподвижности, тогда вы начинаете приходить из головы в сердце, в ваше существо. Медленно, медленно, глубже и глубже, оставаясь неподвижностью, расслабляясь во всем, вы возвращаетесь в свое естество, наступает момент, когда оно начинает расширяться само по себе. Вы не делаете ничего! Вы приходите в истинное пространство, в то, кем вы являетесь на самом деле.

 

 

В этом состоянии проявляется истинная благодарность?
Когда человек прикасается к истине, единственное как он может это выразить- благодарность. Вы никогда не можете сказать «спасибо» достаточно, потому что то, что с вами происходит при соприкосновении с истиной, тотально спасает вашу жизнь. Иначе жизнь бессмысленна.
Я всегда говорю людям, что они просветленные, даже если об этом не догадываются. Осознаете вы это или нет, Это всегда здесь, сейчас, и вы являетесь этим! Никто не сможет избежать этого. И это единственное, что реально. Мы можем продолжать играть в снах столько, сколько потребуется, но пробуждение неизбежно. Используйте этот шанс, это тело!
Хочу пожелать всем «не закончить этот год с пустыми руками», то есть пробудиться, и осознать свою истинную природу, чтобы жизнь в «следующем году» была настоящей.